СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
1891—1953
В этом
году исполняется 110 лет со дня рождения С.С.Прокофьева. Он родился в семье
управляющего имением агронома С.А.Прокофьева 11 апреля 1891 г. в степном имении
Сонцовка Бахмутского уезда Екатерининской губернии, недалеко от каменноугольных
шахтных посёлков нынешней Донецкой области.
Уже с
самых ранних лет, наряду с играми, свойственными детскому возрасту, дни его
были наполнены работой, всевозможными занятиями, в которых проявлялся его
небывалый, исключительный музыкальный дар. Сочинив пяти с половиной лет от роду
свою первую пьеску, он никогда уже не расставался с музыкой. Уже летом 1902 г.
он начал серьёзно заниматься музыкой с композитором Глиэром. К двенадцати годам
он написал множество маленьких пьес для фортепьяно, песенок и две оперы —
«Великан» и «На пустынных островах»; либретто для этих опер было составлено
самим юным композитором.
5
сентября 1904 г. тринадцатилетний Сережа Прокофьев предстал перед приемной
экзаменационной комиссией Петербургской консерватории. Экзамен вел
Римский-Корсаков. «Это мне нравится!»—весело воскликнул он, увидев маленького
Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его
сочинения.
Блестяще
выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерваторию. Мастерству
композитора он учился у Н. А.Римского-Корсакова, А. К.Лядова и одновременно
овладевал искусством фортепьянной игры в классе известной пианистки А.
Н.Есиповой.
Обгоняя
друг друга, появляются оперы, фортепьянные пьесы, сонаты, симфонии, романсы,
песни Прокофьева. Первые по-настоящему значительные и зрелые вещи он сочинил
незадолго до окончания консерватории и не раз исполнял их сам, выступая как
пианист в концертных залах Петербурга. Наиболее крупные среди них — Первая и
Вторая фортепьянные сонаты, Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Этот
концерт Прокофьев сыграл на выпускном экзамене по фортепьяно (в 1914 г.),
завоевав премию имени Антона Рубинштейна. Творческая биография его начиналась
интересно и бурно. Двадцатилетний пианист и композитор сразу же приобрел известность.
Он пришел в искусство с новыми идеями, со своим пониманием того, как сочинять
музыку. Все, что он писал, было новым по манере и по содержанию, молодым,
здоровым, смелым.
В музыке
Прокофьева, так же как и в стихах его современника В.В.Маяковского, рождались
образы юности, силы, борьбы и победы, образы нового мира, шедшего на смену
отжившему. Оба художника относились друг к другу с искренней симпатией и
большим интересом. Недаром композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и
мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель
земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».
Окончив
консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист и композитор во
Франции, Италии, Испании, Англии, Бельгии и Америке. На сценах театров Парижа,
Нью-Йорка и Чикаго ставились оперы и балеты, которые он создал в те годы. Но
даже в годы жизни за границей все помыслы его постоянно возвращались к Родине.
Образы русской литературы и народного искусства оживали во всем, что он писал
вдали от Родины.
С русской
сказкой мы встречаемся в четырех пьесах для фортепьяно, которые Прокофьев
назвал «Сказками старой бабушки». Мы слышим мерную, неторопливо
развертывающуюся мелодию, и перед нами возникают картины, которые мы вот-вот
готовы узнать: не Аленушка ли это с братцем Иванушкой спасается в лесу от злой
мачехи или девочка забрела в дом старого медведя? Сама мелодия, в которой
слышится ровный, убаюкивающий голос, обороты музыкальной народной речи,
складывается в причудливые образы.
Прокофьев
счастлив был вернуться на Родину. Он с радостью принял участие в строительстве
советской культуры. «Я очень стремился включиться в работу над советской
тематикой»,— вспоминал он впоследствии. Композитора особенно привлекали героика
строительства, образ нового человека, его борьба и преодоление препятствий. Но
крупные произведения на эти темы появились позднее, а в эти годы он много писал
для кино, драматического и оперного театра, музыку для детей: симфоническую
сказку «Петя и волк», детские песенки («Болтунья», «Сладкая песенка»), сборник
пьес для фортепьяно — «Детская музыка». Как ни один композитор, Прокофьев умел
весело и остроумно рассказывать в музыке о смешных играх и комичных событиях.
Вот, например, из-за былинки важно выползает кузнечик — композитор звуками передает
это в забавном марше «Шествие кузнечиков». Красивой мелодией рисует он радугу и
дождь, светлый лунный вечер («Ходит месяц над лугами»). Для своей симфонической
сказки «Петя и волк» о пионере, поймавшем свирепого волка с помощью храброй
птички, композитор сам сочинил текст, который читается в перерывах между
музыкальными картинами. С характерами героев знакомит нас оркестр: каждое
действующее лицо сказки имеет свою мелодию (лейтмотив), которая звучит у одного
определенного инструмента.
Мелодии
развиваются, изменяются, сплетаются, сталкиваются, и слушателям легко понять
ход всей истории и переживания героев. Размеренная и однообразная мелодия,
которую играет хрипловато звучащий фагот, вызывает в нашем представлении образ
строгого Петиного дедушки; веселая песенка флейты сопровождает птичку; за
вкрадчивой мелодией слегка гнусавого гобоя легко узнать хитрую кошку. Звуки
задорной мелодии скрипок рисуют облик бесстрашного и решительного Пети. Если
внимательно послушать «Петю и волка», то можно научиться различать звучание
инструментов оркестра.
В 1936 г.
Прокофьев закончил балет «Ромео и Джульетта», посвященный прекрасной и чистой
любви. Композитор вложил в музыку много тепла и живого сострадания, обогатив
наше понимание шекспировской трагедии, выразив ее самый глубокий, сокровенный
смысл.
Широкий и
разнообразный мир творения Шекспира запечатлен в музыке таких сцен, как
«Джульетта-девочка», «Бал у Капулетти», «Смерть Меркуцио», «Ромео у Джульетты
перед разлукой», «Финал» балета.
1937-1941
гг. - время создания крупнейших произведений Прокофьева, разнообразных по духу
и жанру: комической оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), героической оперы
«Семен Котко» (по повести В. П. Катаева «Я — сын трудового народа»),
фортепьянных и скрипичных сонат, «Песен наших дней» для солистов, хора и
симфонического оркестра, музыки к историческому фильму «Александр Невский» и
кантаты того же названия.
"Вставайте, люди русские, на смертный
бой за нашу землю вольную.
(Музыку к кинофильму «Александр Невский» написал
С.Прокофьев.)
В 1940 г.
Прокофьев пленился сказкой о Золушке и стал работать над балетом. Но началась
война. Глубоко потрясенный композитор откликнулся на это событие созданием
патриотических произведений. «Работа над оперой «Война и мир» была основной
моей работой в первые годы войны», — писал Прокофьев. Ни над одним
произведением он не трудился так долго и вдохновенно. Уже после постановки
оперы в Москве и Ленинграде композитор вновь и вновь возвращался к ней, углубляя свой
замысел, совершенствуя отдельные картины, создавая новые эпизоды. Лучшие сцены
оперы — лирическая первая картина «В Отрадном», вальс из второй картины,
монологи Наташи и Пьера Безухова, отчаяние Наташи, смерть князя Андрея. В
красочных батальных сценах особенно интересны хоры, отражающие страдания и
героические подвиги народа. Эти хоры по духу и по выразительности можно
сравнить с русской народной песней, которую так хорошо знал Прокофьев. «Война и
мир» завершается сценой народного торжества, хоровым гимном народу-победителю.
В 1944 г.
Прокофьев закончил «Золушку». Балет написан в классическом стиле. Прокофьев
«стремился так изобразить в музыке характеры милой, мечтательной Золушки, ее
робкого отца, придирчивой мачехи, своенравных задорных сестер, горячего юного
принца, чтобы зритель не оставался равнодушным» и чтобы он в «этой сказочной
оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей».
Сцена из балета, «Золушка»
В 1947 г.
композитору было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В
последние годы жизни композитор, уже тяжело больной, написал еще много
прекрасных сочинений на современные темы. Оратория «На страже мира» (стихи С.
Я. Маршака) — это его творческий вклад в дело борьбы за мир. Для детей
Прокофьев написал на стихи Маршака веселую сюиту «Зимний костер».
Незадолго
до смерти композитор закончил свою последнюю — Седьмую симфонию, молодую,
светлую, жизнерадостную.
Глубокие
мысли, прекрасные образы живут в искусстве Сергея Сергеевича Прокофьева. Его
музыка учит нас любить жизнь, помогает нам лучше понять русских людей и нашу
эпоху.
С.С.Прокофьев
– музыкальный гений, а это означает, что живя в дореволюционной России, он
обновил понятие о русской музыке, будучи же советским композитором, он возвысил
советское музыкальное искусство до степени общечеловеческой ценности.